Подвижные игры необходимы для полноценного физического и эмоционального развития школьников. Игры на перемене для начальных классов помогут детям отдохнуть после напряженных занятий, развить свое тело и стать более дисциплинированными.
Игры на перемене в начальной школе благоприятно влияют на физиологические процессы в растущем организме, а также улучшают работу всех внутренних органов. Активность помогает детям повысить иммунитет, организм становится крепче и может более противостоять сезонным простудам и аллергиям. Подвижность позволяет ребенку вырасти сильными, уверенными в своих способностях ловкими людьми.
Подвижные игры на перемене для начальных классов – это своеобразные физкультурные нагрузки, только в интересной и понятной для них форме. Вместо наклонов, от которых быстро устает и не желает делать ребенок, ему можно предложить «собрать грибы» или «ловить мышей». Таким образом, ребенок будет наклонятся без усталости, развивая свои мышцы, формируя двигательные навыки.
Кроме благоприятного физического развития, подвижные игры влияют на эмоциональное состояние школьников. Психологи утверждают, что активная игра помогает избавиться от стресса, чувства тревоги, в свою очередь подвижные командные игры позволяют ребенку раскрепоститься, научится без страха познавать что-то новое, тренироваться.
С педагогической точки зрения, подвижные игры на перемене служат прекрасной разрядкой для детей. Очень часто именно самые активные дети проявляют хорошие способности к учебе. Но в тоже время, активные игры должны быть контролируемы классным руководителем. Ведь игра, включает себя определенные правила, узнавая их, школьники учатся себя дисциплинировать, подчинятся каким-то общепринятым нормам, что очень важно для детей младшего школьного возраста. Дисциплинированность в дальнейшем помогает ученикам находить общий язык с другими людьми, подготавливает к взрослой жизни в цивилизованном обществе.
Также не стоит забывать, что игра может потребовать от ребенка инициативы, он жаждет узнать все новое, чтобы не отставать в своих знаниях. Во время игры в ненавязчивой форме, дети лучше всего осваивают многие понятия, а сочетание теории с практикой обеспечивается наилучший результат. Усваивая что-то новое, у школьника возникают свои идеи, которые он стремиться воплотить в жизнь. Кто-то из таких детей становится лидером, кто-то инициатором или светлой головой коллектива.
Игры на перемене в начальной школе можно проводить как в коридоре или в классе, если на улице дождливая погода или прохладно. Но полезнее всего, выходить с детьми на свежий воздух и там вдоволь набегаться, играя в свою любимую подвижную игру.
Примеры игр, представленные в этой статье, очень нравятся детям уже на протяжении многих лет, поэтому их смело можно применять на практике.
Дети становятся в широкий круг попарно, и только один ребенок остается без пары, сейчас он будет искать себе соседа. Для того чтобы рядом с ним оказался другой школьник, участник без пары должен просто назвать его имя, а другой, услышав, быстренько перебежать к нему. Но не все так просто, ведь сосед участника, которого вызывают, может успеть задержать своего партнера.
Еще одна прекрасная игра, которая сближает детей, помогает им избавиться от застенчивости. Дети по парно берутся за руки и становятся друг за другом, как в колону. Не расцепляя рук, школьники поднимают их вверх, и получается, как будто ручаек. В ходе игры последние участники пробегают ручаек и становятся наперед, следующие за ними и т.д. В итоге, те кто стояли первыми оказываются в конце, а последние выходят наперед. Таким образом пары могут меняться множество раз, по крайней мере, пока не закончится переменка.
Ученики младшей школы очень любят игру «Котик и Мышка». Дети становятся в круг и берутся за руки. Внутри круга Мышка, за кругом Котик. Задание Кота – поймать Мышку, остальные дети поднимают и опускают руки, чтобы успела пробежать Мышка, и ее не подольше не поймал Котик.
Дети садятся в круг, один из них – Вода держит в руках платочек, он не садится, а ходит по внешней стороне круга, думая кому бы его положить. Каждый из участников должен быть внимательным, ведь может именно ему достался платочек. Увидев его около себя, ребенок поднимается с места и бежит за Водой, а тот должен успеть сесть на его место.
Игра для детей 3-4 классов, для которой понадобится мячик. Дети становятся кругом и начинают бросать мяч друг другу по часовой стрелке. Первый участник говорит «один», далее счет ведется молча. Как только счет доходит до 15, мячик нужно бросить в центр круга. Если участник забыл это сделать, то он сам садится в круг. В следующий раз, когда счет доходит до 15, его могут выбить из круга, и он снова в игре.
Еще одна игра с мячиком. Дети становятся в круг и очень быстро перекидывают мячик друг другу. Если по чьей-то вине мяч падает, тот выбывает из игры. Игра продолжается пока не останется один победитель.
Каждый ребенок находит для себя отдельный фантик (это может быть листик бумаги или любой природный материал). Все фантики перемешиваются и отдаются ведущему, который не знает, какой фант кому принадлежит. Ведущий смотрит на фант и придумывает задание (прочитать стишок, станцевать, попрыгать и т.д.). Затем каждый участник выполняет то, что назначено его фанту. Тот, кто справился с заданием лучше всех, становится ведущим.
Все участники сидят на скамейке, один становится напротив в специально обозначенный круг. Этот участник – Ведущий, он задает остальным вопрос, ответом на которое должно быть определенное слово. Пример: Живет в лесу, любит орехи, 5 букв (белка). Когда Ведущий слышит правильный ответ, он убегает, а участник, который отгадал, становится на его место и кричит «Стоп». На этом игра не закончилась. Теперь, отгадавшему необходимо дойти до Ведущего. Для этого он должен предположить, сколько ему понадобится на это шагов. Если количество просчитано правильно, участник, который дал правильный ответ, может задавать свой вопрос, а экс-ведущий садится на скамейку и разгадывает вместе со всеми.
Игры для I - IV классов
1. Перебежки
Играющие становятся по кругу, на расстоянии трех шагов друг от друга. Один из них становится в центре. Каждый участник отмечает свое место - небольшой кружок вокруг своих ступней на земле.
По команде «Меняйтесь!», которую подает стоящий в центре, все участники меняются местами, пересекая круг. Стоящий в центре должен воспользоваться этой перебежкой, чтобы занять чье-нибудь пустующее место.
2. Передача мяча
Играющие делятся на две или несколько команд, располагающихся на расстоянии нескольких шагов друг от друга, и становятся в колонну по одному. Головные игроки находятся на одинаковом расстоянии от намеченной черты, проведенной на земле; каждый из них держит в руках мяч. По команде преподавателя мяч передается из рук в руки над головами играющих, пока он не дойдет до последнего игрока. Тот быстро бежит вперед, становится во главе своей колонны, и вновь начинается передача мяча. Когда первый игрок окажется последним и получит мяч, он бежит к намеченной черте и кладет мяч на землю. Тот, кто сделает это раньше других, обеспечивает победу своей команде.
Примечание. Мяч можно также передавать между ног игроков или попеременно: через головы нечетных игроков и между ног четных. Можно также прокатывать мяч между ног игроков с одного конца колонны в другую.
3. Смена номеров
Играющие становятся по кругу плечом к плечу и рассчитываются по порядку номеров. В центре находится водящий. Он громко называет любые номера. Вызванные номера должны быстро поменяться местами, а водящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся без места становится водящим.
4. «Волк» и «ягненок»
Играющие становятся в колонну по одному, крепко держат друг друга за талию. Первый изображает пастуха, последний - ягненка, остальные - овец. Игрок, изображающий волка, становится в нескольких шагах впереди «пастуха» (лицом к нему). По сигналу преподавателя «волк» бросается, чтобы схватить «ягненка». «Пастух», вытянув руки в стороны, старается не пропустить его. «Овцы» бегут в наименее опасную сторону. Когда «ягненок» схвачен «волком», преподаватель назначает новых «волка», «пастуха» и «ягненка», и игра возобновляется.
5. Эстафета со скакалкой
Играющие делятся на две команды и становятся в колонну по одному. Первый и второй игроки отделяются от колонны и берут за концы скакалку. По сигналу преподавателя они проходят вдоль всей колонны, а игроки подпрыгивают на месте, стараясь не задеть скакалку. Затем первый игрок становится в конец колонны, а второй и третий игроки продолжают игру тем же способом. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок вновь не окажется во главе колонны. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.
Игры для V - VII классов
1. Погоня по кругу
Играющие становятся по кругу вплотную друг к другу. Водящий располагается за кругом и держит в руках жгут. По команде преподавателя он бежит по кругу и, не останавливаясь, кладет жгут позади одного из играющих. Как только игрок это обнаружит, он хватает жгут и бросается в погоню за водящим, стараясь ударить его жгутом раньше, чем тот займет освободившееся место. Если это удастся, они меняются местами, и погоня продолжается до тех пор, пока свободное место не будет занято. Если водящему удастся сделать полный круг и вновь взять положенный жгут, то прозевавший игрок становится водящим.
2. Рыбная ловля
Для проведения игры размечается прямоугольная площадка размерами 15(20)х30(40) м. За меньшими сторонами прямоугольника располагаются «дома». Двое назначенных игроков («рыбаки») становятся в середине площадки. По команде одного из них «В воду!» остальные игроки («рыбы») обязаны выбежать из «дома» и «переплыть» на противоположную сторону, избегая по пути «рыбаков» и увертываясь от них. Осаленные «рыбы» образуют цепь, по обе стороны которой становятся «рыбаки». Игра продолжается. Стоящие в цепи помогают «рыбакам» ловить «рыбу», но салить могут только «рыбаки». «Рыбам» разрешается разрывать цепь, при этом «улов» в счет не идет. Затем «рыбаки» подсчитывают свой «улов» и выбирают двух новых «рыбаков». В результате игры определяются самые удачливые «рыбаки».
3. На одной ноге по кругу
Играющие делятся на две команды, становятся по кругу на расстоянии 2-3 шагов друг от друга и рассчитываются по порядку номеров. По команде руководителя первые номера прыжками на одной ноге «обегают» последовательно каждого игрока спереди и сзади, становятся впереди вторых номеров и т.д. Выигрывает команда, которая первой закончит игру.
4. Встречная эстафета
В игре участвуют две команды. Игроки каждой команды рассчитываются по порядку номеров. Команды в свою очередь делятся на две группы, которые выстраиваются друг против друга в колонны по одному на расстоянии 30-40 м: на одной стороне - четные номера, на другой - нечетные. По сигналу преподавателя первые номера бегут к колонне, стоящей напротив, и передают эстафету первому номеру, а сами становятся в конец колонны. Получив эстафету, вторые номера бегут и передают ее третьим номерам и т.д. Бег можно начинать только после получения эстафеты. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.
Игры для VIII - IХ классов
1. Туда и сюда
Играющие выстраиваются в шеренгу на линии старта (на расстоянии 3-4 шагов друг от друга). Каждый кладет у ног 3-4 каких-нибудь небольших предмета. По сигналу преподавателя игроки чертят вдоль линии, параллельной линии старта (на расстоянии 9-10 м от нее), три небольших кружка; затем они возвращаются к линии старта. По сигналу каждый игрок берет один из лежащих у его ног предметов и бежит к первому своему кружку, чтобы положить в него предмет; затем он возвращается за вторым предметом и т.д.
Когда все предметы размещены в кружках, игрок, не останавливаясь, возвращается поочередно к каждому кружку и, беря по одному предмету, приносит их обратно и складывает у своих ног. Тот, кто первым закончил переноску предметов туда и сюда, считается победителем.
2. Перетягивание на свою сторону
На площадке чертятся две параллельные линии на расстоянии 7-8 м друг от друга. Команды (по 10-20 человек) выстраиваются в шеренги напротив друг друга на середине расстояния между линиями. По сигналу преподавателя каждый игрок старается перетащить стоящего напротив соперника за черту своей команды. Игра продолжается 1 мин. Выигрывает команда, перетянувшая за это время большее количество соперников.
3. Вытолкни из круга
На земле чертится круг. Играющие располагаются внутри круга, держа руки за спиной. По сигналу преподавателя каждый играющий старается вытолкнуть за пределы круга одного из своих соседей, толкая его спиной, плечами и локтями (хватать и толкать кистью запрещается). Тот, кто остался в кругу, считается победителем.
4. Эстафета
Играющие делятся на 2 команды. Каждая команда располагается в произвольном порядке у своей линии старта, начерченной между двумя флажками. Флажки находятся на расстоянии 20 м друг от друга. Игроки в командах рассчитываются по порядку номеров. Первые номера, держа в левой руке эстафету, становятся за своей линией старта. По сигналу преподавателя, обежав 2 своих флажка, первые номера передают эстафету вторым, сами отходят к игрокам своей команды и т.д. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.
Игры для Х - ХI классов
1. Последовательная эстафета
В игре участвуют 2 команды. Дистанция делится линиями на 4 отрезка: три по 10 м и четвертый - 5 м (до флажка). У каждой черты встает по одному игроку; пятые стоят за последней чертой. По сигналу первые номера обеих команд бегут ко вторым и передают им эстафету, вторые - третьим и т.д.
После передачи эстафеты первые - четвертые номера поворачиваются кругом. Пятые номера обегают флажок и передают эстафету в обратном порядке. Побеждает команда, быстрее закончившая эстафету.
2. Чехарда
Играющие делятся на несколько команд и выстраиваются в колонны. Первый номер каждой колонны принимает одно из положений. По сигналу преподавателя второй номер каждой колонны перепрыгивает через первого и становится в 3 шагах от него в том же положении. Последующие номера проделывают то же самое как можно быстрее. Когда первый номер окажется последним, он в свою очередь перепрыгивает через всех, стоящих в колонне, возвращаясь на свое место. Выигрывает команда, первый номер которой быстрее закончит игру.
3. Круговая эстафета
На земле чертят большой круг (диаметром 10-20 м) и намечают его центр. Играющие (от 20 до 100 человек) разбиваются на несколько команд. Каждая команда выстраивается в колонну по радиусу круга (спиной к центру). Первые игроки команд стоят на линии круга, держа в руках какой-нибудь предмет (флажок, жгут и т.д.)
Преподаватель становится в центре круга. По его сигналу первые игроки команд обегают круг в западном направлении. Как только они убегают, на линию круга становятся следующие игроки. Обежав весь круг, головной игрок передает флажок второму игроку, а сам становится в конец своей колонны. Игрок, получивший флажок, также обегает круг и т.д. Последний игрок обегает круг и передает флажок преподавателю. Выигрывает команда, которая первой закончит эстафету.
4. Перетяни канат
Играющие (10-30 человек) делятся на 2 команды и располагаются на противоположных сторонах площадки. На расстоянии 10-15 м от расположения каждой команды чертятся две параллельные линии. Внутри образовавшегося квадрата кладут канат длиной 15 м, свернутый в кольцо (концы каната свободны и выпущены на 1 м в стороны). По команде преподавателя «Внимание - марш!» все бегут к центру площадки и, взявшись за канат, стараются перетащить его на свою сторону.
Игра продолжается 1-2 мин. Выигрывает команда, перетянувшая весь канат (или большую его часть) за свою линию.
Владимир Радченко, учитель физической культуры СШ № 32 г. Белово, учитель года Кемеровской области-2004
Хотя уроки у первоклашек длятся недолго, все равно малыши успевают устать. А переменка – это то самое долгожданное время, когда можно наконец расслабиться и поиграть.
У моего Степки отличная учительница. На родительском собрании она попросила нас помочь ей и найти игры для детей, в которые они могут играть на переменках. Первоклашки еще не могут сами себя занять, просто носятся по школьным коридорам, поэтому их нужно организовать. Для этого и существуют игры на переменах.
Длинный хвост
Все ребята встают в круг. Ведущий предлагает всем поднять вверх правую руку и помахать ей.
Затем он начинает называть разных животных, а задача игроков поднимать и махать рукою но только в том случае, если у животного есть длинный хвост. Если хвоста нет или он короткий – руку поднимать не нужно.
Итак, ведущий называет:
Медведь (короткий)
Тигр (длинный)
Пантера (длинный)
Заяц (короткий)
Лошадь (длинный)
Овца (короткий)
Свинья (короткий)
Осел (длинный)
Тому, кто поднял руку не вовремя, начисляют штрафное очко. Побеждает тот, у кого меньше всего штрафных очков.
Светакостяирадима
В этой игре для детей нет проигравших и победителей, это просто веселое развлечение.
Все игроки также встают в круг. Задача каждого, как можно быстрее произнести свое имя, но не просто так, а когда дойдет очередь.
Выбирают игрока, с которого начинается игра. Он называет свое имя, следом за ним игрок, который стоит слева и так далее по кругу. Причем говорить нужно как можно быстрее.
Все игроки назвали свои имена? Игра продолжается, но в обратную сторону. Первый игрок опять называет свое имя, за ним тот игрок, что стоит справа…
Ну и самый сложный вариант, когда имена одновременно начинается и в правую и в левую сторону. То есть сначала говорит свои имя первый игрок, за ним игрок слева и игрок справа, потом их соседи… Получается, что игра идет сразу в двух направлениях.
Чайник с шишечкой
В игре принимают участие 5 человек (или несколько команд, в каждой из которых по 5 человек).
Между игроками распределяются роли:
Чайничек – он чертит руками в воздухе перед собой две параллельные вертикальные линии
Крышечка – чертит в воздухе перед собой горизонтальную линию
Шишечка – сжимает руку в кулак
Дырочка – соединяет указательный и большой палец так, чтобы получился кружок
Пар – рисует руками перед собой в воздухе клубы дыма
Ведущий говорит текст:
Чайничек
С крышечкой
С шишечкой
С дырочкой
Из дырочки пар идет
Все слова ведущий произносит быстро. Затем говорит весь текст в обратном порядке:
Пар идет из дырочки
Дырочка в шишечке
Шишечка на крышечке
Крышечка на чайничке
Задача каждого игрока - вовремя показать нужное движение и не сбиться.
Надувная кукла
Эта игра для детей построена на одном из упражнений восточных единоборств. Суть ее в том, что чередуя напряжение и расслабление, за короткое время организм восстанавливается. То есть ребята после урока снова почувствуют прилив сил.
Итак, участники игры разбиваются на пары. Один "насос", второй "кукла".
По команде ведущего "насос" начинает надувать "куклу". То есть делает носом глубокий вдох и, наклоняясь вперед, ртом глубокий выдох, произнося при этом звук «ш-ш-ш».
Кукла сначала стоит расслабленная (спина ссутулена, руки висят вдоль тела, колени присогнуты). Но как только ее начинает накачивать насос, она наполняется воздухом: сначала распрямляет ноги, потом руки, затем выпрямляет спину и шею. Насос продолжает работать и куклу распирает воздух, то есть постепенно напрягаются ноги, руки, живот, шея…
Кукла вот-вот может лопнуть. Насос должен заметить этот момент и, повернув клапан (например, прикоснувшись к руке куклы) выпускает воздух.Кукла издает делает глубокий выдох на звуке «с-с-с» и постепенно опять расслабляется.
После этого насос и кукла меняются ролями.
Походка неандертальца
Все дети встают в круг и по команде ведущего начинают двигаться в одну сторону. При этом ведущий дает задание, изобразить походку:
Но больше всего малышей веселят походки типа "взбесившейся собаки" или "неандертальца". Я играл с сыном и его другом в эту игру во дворе. Они начинали корчить рожи и веселиться.
Думаю, если эту игру проводить на переменке, после нее надо успеть провести более тихую игру, чтобы ребята успокоились перед уроком. Например, такую:
Гипнотезер
В нее я сам любил играть в школе. Нужно только найти себе пару.
Двое становятся друг напротив друга, на расстоянии, примерно 1 метра. Один закрывает глаза (подглядывать нельзя!), второй начинает медленно протягивать к нему руку. Когда человеку, у которого закрыты глаза, покажется, что рука партнера вот-вот коснется его, он должен сказать: «Стоп!». Только теперь можно открывать глаза и проверять, вовремя ли он сказал слово.
Лапы, ноги, хвост
В этой игре для детей главное - внимание. До начала игры ребятам объясняют, что каждое слово должно быть подтверждено действием.
На слово «лапы» - нужно поднять руку
На слово «ноги» - нужно поднять ногу
На слово «хвост» - повернуться к водящему спиной
Все ребята стоят в кругу, ведущий в центре. Он медленно ходит по кругу, потом неожиданно останавливается около какого-то игрока и говорит:
Однако выполнять условленное движение должен не тот человек, около которого остановился ведущий, а игроки, которые стоят около него.
Так, игрок справа при слове «лапы» должен поднять правую руку, а игрок слева – левую
При слове «ноги» - игрок справа поднять правую ногу, а игрок слева – левую
Самая простая команда «хвост», потому что оба игрока и справа и слева просто поворачиваются спиной к ведущему.
Тот, кто сбился, выбывает из игры.
Горячая картошка
И снова все дети собираются в круг. Ведущий начинает действие с воображаемым предметом. Например, делает вид, что перебрасывает с ладони на ладонь горячую картошку. Сосед справа подхватывает это движение, повторяет, добавляет что-то свое. Дальше по цепочке направо это движение идет-идет-идет и опять доходит до того, кто движение начал. Переговариваться во время игры нельзя.
Когда движение возвращается к первому игроку, он говорит, что он хотел этим движением изобразить. Также и другие участники рассказывают, что делали они.
Интересно, что в процессе игры, как правило, происходит трансформация. Так, первый якобы передает горячую картошку, а последний - носок, выловленный из лужи.
В начальной школе необходима организация игры для детей младшего возраста на большой школьной перемене. Место проведения игры выбирают по времени года - на улице или внутри помещения. В помещении школы игровое пространство детей ограничено стенами класса или школьного коридора. Какие игры для младшего школьного возраста могут быть организованы в небольшом пространстве?
Игра организовывается для детей в коридоре школы. Класс условно делят на две команды. В каждой команде школьники берут друг друга за руки и растягиваются в шеренгу. Шеренги детей стоят лицом друг к другу. Одна из команд (определяется жребием) хором произносит: «Пионер, пионер, дай смену!» Вторая отвечает: «Кого?» Далее первая команда школьников называет имя человека из состава второй команды, которого они приглашают к себе. Выбранный ученик бежит к первой шеренге и пытается прорваться между руками детей из первой команды. Если у него получилось и дети отпустили руки – он забирает одного из детей первой команды, и они вдвоём возвращаются во вторую шеренгу. Если же первая шеренга удержала школьника, не разорвав руки, он остается в новой команде.
Игра для младшего школьного возраста годится и для детей среднего возраста, и даже для старшеклассников. Одноклассники становятся в круг по два человека (выбор пары произвольный). Дети в парах стоят один сзади другого, первый и второй. Выбирают того, кто будет убегать (первый), и того, кто будет догонять (второй). Первый убегает от ловца и может в любой момент встать перед какой-либо парой (с внутренней стороны круга). В это время последний человек из этой пары должен быстро выбежать со своего места и начать бег по кругу от догоняющего. Если он зазевался и его догнали, роли меняются и он сам становится ловцом.
Убегая, каждый участник занимает место перед любым играющим, при этом он становится первым в паре, а тот, кто был первым, становится вторым.
Эта детская игра популярна в детском саду. Но приносит массу удовольствия играющим младшего школьного возраста. Дети становятся в круг и присаживаются на корточки (при желании, можно стоять). Ведущий берёт предмет (кубик, платок, небольшой портфель) и идёт с ним по кругу, повторяя песенку: «Я несу, несу платочек под малиновый кусточек». При этом он старается незаметно оставить предмет сзади чьей-то спины. Если ему удалось, и он, оставив «платочек» на полу сзади ребёнка, прошёл круг и опять пришёл к оставленному предмету, то зевака становится водящим. Каждый ребёнок в круге старается быть внимательным и заметить, когда за спиной появится предмет. Если он заметил, он встаёт, берёт «платочек» в руки и догоняет водящего.
Игра организовывается на переменах в коридоре. Водящему завязывают глаза шарфом или платком, несколько раз оборачивают его вокруг себя и оставляют. Все играющие дети хлопают в ладоши и зовут «Панас! Панас!» Водящий ловит игроков, ориентируясь на звук хлопков.
Подвижные игры для небольшого пространства востребованы в тех случаях, когда коридор небольшой и разгуляться в нём негде. Наиболее интересные игры имеют глубокую историю, и часто использовались в качестве обрядовых танцев во время народных гуляний.
Популярная игра на перемене, поскольку не организовывает активного движения и не является травматичной. Интересна детям разного возраста.
Дети строятся парами друг за другом. Каждая пара соединяет руки, поднимает их вверх. Образуется коридор. По живому коридору проходит ученик и выбирает себе пару. Тот, кого он выбрал, идёт за ним, они выходят их коридора и становятся первой парой. Оставшийся без пары идёт к последней паре и входит в живой коридор, выбирая себе нового партнёра.
Игра может быть организована даже в помещении небольшого класса. Дети строятся в шеренгу друг за другом. Первый ученик – иголочка, все остальные - ниточка. Иголочка передвигается по классу, все остальные играющие повторяют за ним передвижения: проходят между партами, переступают стулья, обходят вокруг стола учителя.
Также представляет подвижные игры для детей на минимальном пространстве. Водящий выходит из класса, дети становятся в круг и берутся за руки. Дальше они запутывают свой круг, переступают друг через друга или пролазят под соединёнными руками соседей. Единственное важное условие – руки не должны расцепляться. Образуется путаница. Когда запутываться дальше некуда, зовут водящего. «Бабка, бабка, нитки рвутся. Скоро-скоро разорвутся». Водящий возвращается в класс и пытается разобрать путаницу, указывает играющим, куда им переступать и как поворачиваться. Если нитка разорвалась, игра начинается заново.
Эта игра требует ловкости. Для игры выбираются два ребенка. На полу рисуют окружность. Играющие становятся внутрь линии, каждый сгибает в колене любую ногу и удерживают её рукой. В таком положении (на одной ноге) дети пытаются грудью вытолкнуть друг друга из круга. Побеждает тот, кто остался внутри нарисованной окружности.
Самые популярные подвижные уличные игры для младших школьников, в которые можно играть на перемене – это прыжки на скакалке, на резиночке и в классики (обычно прыгают девочки).
Старинная игра в городки больше популярна у мальчиков. В «городках» из деревянных чурбачков складывают фигуры (ворота, пушка, колодец, стрела). Фигуры размещают в нарисованном на земле квадрате. На расстоянии нескольких метров обозначают линию кона, с которой сбивают фигуры деревянной битой. Соревноваться в меткости можно индивидуально или командами.
Современное школьное образование с младших классов ограничивает потребность детей в движении. Это чревато развитием хронических заболеваний опорно-двигательной системы и внутренних органов. Знаменитое выражение «движение – это жизнь» не просто красивая фраза. Оно выражает суть детского развития: без движения невозможно полноценное формирование тела и мозга.
Что дают подвижные игры на переменах:
Любовь к играм сохраняются и во взрослом возрасте. Футбол, волейбол и настольный теннис помогают взрослым сохранить ловкость и молодость.
Игра - одна из форм познавательной деятельности, и задача взрослого - правильно направить эту познавательную деятельность и осуществлять контроль над тем, как она проходит. Детям, пошедшим в первый класс, зачастую бывает сложно сразу включиться в работу: они пока неусидчивы, да и энергии у них хоть отбавляй. Поэтому на переменах первоклашки носятся, прыгают, кричат и галдят. А можно использовать время, отведенное на отдых между уроками, с пользой: например, поиграть с первоклашками в полезные и интересные развивающие игры.
Игры для первоклассников на перемене - важный способ отдыха, физической и эмоциональной разрядки: маленьким детям очень сложно сидеть 45 минут тихо, при этом сохраняя внимание и сосредоточенность.
Игры для первоклассников преследуют несколько целей:
Свободный номер
Дети встают в плотный круг лицом к центру и рассчитываются по порядку. Водящий стает в центр и называет громко любые номера. Эти номера должны быстро поменяться друг с другом местами, а водящий в это время - занять одно из освободившихся мест. Тот, кому места не досталось, становится водящим.
Колокольчик
Дети встают в круг и берутся за руки, двое игроков становятся внутрь круга. Одному из них дают колокольчик, а второму завязывают глаза - он должен ловить первого, ориентируясь на звон колокольчика, а первый - убегать.
Игра на внимание
Педагог (ведущий) сначала объясняет детям правила: он будет вставать и садиться, при этом одновременно говорить детям сесть или встать, а они должны выполнять команду, даже если сам педагог делает в это время другое (говорит: «Встаньте!», а сам садится). Те, кто ошибается, выбывают из игры, а игра с каждым выбывшим становится все быстрее и быстрее.
Ручеек
Играет нечетное количество детей. Все встают попарно друг за другом, держа друг друга за руки высоко над головами, образуя живой коридор. Водящий быстро проходит через коридор, хватает одного человека и встает в конец, а его ребенок без пары становится водящим.
Съедобное-несъедобное
Игроки садятся или встают рядом друг с другом, а ведущий кидает мяч, громко называя слова: если слово «съедобное», то игрок ловит мяч, а если несъедобное, то отбивает. Постепенно игра должна ускоряться.
Глухой телефон
Две команды игроков соревнуются в том, какая из них правильнее донесет по телефону загаданное слово: ведущий загадывает его и тихо говорит на ушко 1-му игроку, а он также на ушко сообщает его следующему и так до последнего, который вслух называет то, что услышал.
Узнавалки
Дети встают в круг, водящий - в центре с завязанными глазами. Водящий крутится на месте, дети тоже идут по кругу, потом кто-нибудь кричит «стоп», и водящий должен с закрытыми глазами найти того, кто сказал «стоп», и узнать его на ощупь.